Доверьтесь профессионалам!

Самый быстрый лифт

В 2016 году новый рекорд скорости лифта был поставлен японской компанией Mitsubishi Electric. Он до сих пор никем не превзойден. Из-за отсутствия подходящего заказа на родине, японцы взялись за работу в китайском Шанхае. Построенная там Шанхайская башня высотой 632 метра является третьим по высоте зданием в мире, после Бурдж Халифа (828 метра) в Дубае и Небесного дерева в Токио (634 метра), именно в шанхайской башне и смонтирован самый быстрый лифт. Строительная компания Gensler из Калифорнии возводила высочайшую башню Китая целых 7 лет. В ней 119 этажей. Наконец состоялось официальное открытие долгостроя, и посетители были приятно удивлены скоростью подъема на его вершину.

Путь на расположенную сверху смотровую площадку занимает 53 секунды без остановок. За исключением периодов разгона и торможения, средняя скорость составляет 20.5 м/сек (около 74 км/час). Если бы не приходилось разгонять лифт и сдерживать перед остановкой, за минуту он мог бы преодолеть расстояние свыше километра. Достичь такой резвости с помощью троса и подъемника еще никому не удавалось. Шанхайский лифт официально занесен в книгу рекордов Гинесса.

Технические характеристики

Перед инженерами стояла крайне трудная задача, и пришлось столкнуться с новыми вызовами, непривычными для классического лифтового хозяйства. Как и для мчащегося по дороге автомобиля, важна хорошая аэродинамика кабины. Ее сделали обтекаемой, рассчитав форму при помощи компьютерного моделирования. Потребление электроэнергии сократили до предела, по эффективности на каждый килограмм поднимаемого веса лифт превзошел все прежние конструкции.

Движение кабины управляется электроникой, принимающей показания чутких датчиков. Лифт набирает скорость и тормозит очень плавно, находящиеся внутри пассажиры практически не ощущают толчков. Только щекочущее чувство невесомости появляется при стремительном «падении», и небольшое увеличение гравитации заметно при наборе высоты. Давление воздуха в кабине поддерживается на постоянном уровне. Ездить в ней на удивление комфортно.

Специалисты особенно заботились о безопасности пассажиров. Лифт оборудован двумя отдельными системами торможения. Основная действует в повседневном режиме, более мощная и резкая экстренная выручает при возникновении нештатной ситуации.

Использованы тросы повышенной прочности, созданы барабанные лебедки специфической конструкции. Подъемные механизмы были изменены по сравнению с обычными, и фирменные ноу-хау запатентованы, их никто не сможет легально скопировать без разрешения Mitsubishi Electric.

Под новую технику разработана уникальная панель управления. Точнее, их две, и с каждой можно посылать управляющие сигналы. В двигателе лифта использован постоянный магнит, что делает его более надежным и независимым от наличия электричества в сети при экстренном торможении. Установка источника бесперебойного питания на случай отключения относится к ведению служб, обеспечивающих функционирование здания, это уже не забота лифтового хозяйства.

За работой лифта круглосуточно следит хотя бы один техник. На его мониторе отображаются показатели датчиков, и в любой момент человек может поправить электронику, если, по мнению специалиста, она работает не оптимальным образом.

Конкуренты

Соревнование между производителями лифтов происходит в основном на территории того же Китая, где находятся 60% сверх-быстрых конструкций. И наиболее интересные разработки предсказуемо принадлежат японским фирмам.

Компания Hitachi занялась оборудованием 111-этажного здания в Гуанчжоу. Два скоростных лифта поднимают пассажиров на высоту 440 метров со скоростью 72 км/час. Подъем до 95-го этажа занимает 43 секунды. К сожалению, лифты не предназначены проходить всю высоту небоскреба одним рывком.

Уже входит в число отстающих когда-то знаменитый лифт в Тайбэе, столице Тайваня. Его скорость чуть выше 60 км/час.

В целом, из десяти быстрейших лифтов мира в Китае находятся 8. За пределами Азии из них лишь один - в Чикаго. Скорость движения кабины в американском небоскребе составляет 33 км/час, вдвое меньше по сравнению с китайскими лидерами.

Лифт в дубайской Бурдж Халифа разгоняется до 35 км/час. Арабских заказчиков можно назвать любителями спокойной осторожной езды по вертикали. Они обратились к американскому разработчику, предпочитая не связываться с быстрыми японцами.

Токийская телебашня, вторая по высоте в мире, вообще не может похвастать лифтом, поднимающим сразу на верхнюю обзорную площадку. Подъем происходит в два этапа: снизу до первой площадки (350 метров), потом до второй (450 метров). Остальная часть высотки слишком тонкая, и люди в кабине по ней не перемещаются. Так что трудно ее назвать полноценным серебряным призером в соревновании, какое здание поднимется ближе к облакам.